|
Итак,
Вы подготовились к уроку, и дело осталось за малым - этот
урок провести. На уроке Вы можете столкнуться со многими
проблемами. Некоторые из них будут носить субъективный
характер, то есть будут зависеть, например, от каких-то
Ваших личностных качеств и т.д., а другие будут из разряда
"вечных" проблем нашей школы.
Одна из таких "вечных" проблем, с которой Вы
наверняка встретитесь, будет заключаться в том, что в
одном классе окажутся дети с очень разным уровнем подготовки,
способностей и мотивации в учёбе. Соответственно, к каждому
из этих 10-15, а то и больше человек потребуется свой
подход. Это очень серьёзная проблема, являющаяся одной
из основных причин низкой эффективности преподавания иностранного
языка в обычных средних школах, так как очень трудно подобрать
приёмы и методы преподавания, подходящие ко всем ученикам
в равной степени. В такой ситуации я предлагаю, прежде
всего, определить, кто из учеников какому уровню соответствует.
Естественно, делать это нужно с самого начала работы в
данном классе. Однако задача это довольно трудная и начинающему
преподавателю здесь очень легко ошибиться, но делать это
всё равно придётся. В противном случае Вы будете выполнять
сизифов труд, тратить силы и энергию на заведомо бесперспективное
занятие - стремление обучить всех одинаково хорошо. Это
всё равно невозможно, а, теряя понапрасну время, Вы не
сможете нормально обучить и достаточно перспективных учеников.
Вообще
существуют разные подходы к делению учеников по уровню
способностей, психологическим типам, но я не буду на этом
останавливаться. Этому посвящено много работ методистов
и психологов, с которыми рекомендую обязательно ознакомиться.
Со своей стороны я хочу лишь рассмотреть эту проблему
с чисто практической стороны. Исходя из того, что в классе
находятся очень разные дети, придётся строить свою работу
с учётом этого.
Я
предлагаю в такой ситуации выделить для себя "активную
группу", это будут наиболее подготовленные ученики
с достаточно высоким уровнем мотивации в учёбе. Именно
на них Вам нужно опираться. Именно с ними попытайтесь
реально осваивать программу. Что же делать с остальными?
Назовём их "пассивной группой". Конечно, их
обязательно нужно нагрузить работой. Для них разработайте
свою систему упражнений и заданий, с помощью которых Вы
сможете сосредоточить их на учебной деятельности, а сами
в это время работайте с активной группой. Вероятно, задания
для пассивной группы будут подобраны с таким расчётом,
чтобы их можно было выполнять самостоятельно. Это переводы,
поисковое чтение, несложные грамматические упражнения
и даже простое переписывание текстов. Неизбежно рано или
поздно Вы будете иметь дело и с такими учениками, для
которых подобное задание окажется наиболее подходящим.
В некоторых случаях учеников следует рассадить по принципу
их принадлежности к пассивной или активной группе.
Необходимо
заметить, что подобное деление учеников имеет свои тонкости
и производить его на практике следует с максимальным тактом,
не забывая о том, что это вынужденная мера, обусловленная
нашим "образовательным конвейером", и дети сами
по себе ни в чём не виноваты. Естественно, допустимо и
желательно привлекать учащихся из пассивной группы для
сотрудничества с активной, в силу их возможностей. И,
конечно, переход учеников из одной группы в другую отнюдь
не возбраняется.
Вполне
возможно, что деление класса на активную и пассивную группу
при обучении иностранному языку может показаться кому-то
очень спорным и даже вредным, но на протяжении долгих
лет работы я имел возможность неоднократно убедиться в
целесообразности подобного подхода во многих случаях.
Особенно это касается обычных школ с большими классами,
где бывает очень трудно осуществлять какую-либо индивидуальную
работу с учениками.
Другой
проблемой может оказаться проблема дисциплины в классе.
Особенно это актуально для молодых учителей. Понятно,
что при плохой дисциплине учащихся научить их чему-то
практически невозможно. Вообще-то эта тема заслуживает
отдельного разговора и имеет отношение не только к урокам
иностранного, и я не претендую здесь на её подробное рассмотрение.
Решение данной проблемы требует, так сказать, комплексного
подхода. Со своей стороны посоветую лишь уделить особое
внимание организации урока. Закон здесь один: все ученики
класса должны всегда быть заняты какой-то работой, не
имея возможности заниматься чем-либо помимо учебной деятельности.
Работая с каким-то одним учеником класса, никогда не забывайте
об остальных. Процесс обучения на уроке представляет собой
многоплановую структуру. В зависимости от целей урока
и особенностей класса ученики могут быть охвачены самыми
разными видами работ: коммуникативные упражнения, индивидуальные,
групповые, самостоятельные и т. д. и т.п. Причём опытный
учитель может организовать всё это одновременно, с учётом
поставленных задач и целей, индивидуальных особенностей
учащихся. Как правило, при такой организации не возникает
проблем с дисциплиной. Это, так сказать, высший пилотаж
педагогического мастерства. Начинающим педагогам могу
порекомендовать упрощённую схему. Назовём это "схемой
фоновых заданий". Всему классу даётся одно общее
задание, рассчитанное на самостоятельное выполнение. В
это время вы работаете с отдельными учениками, осуществляя
тем самым индивидуальный подход. Во время выполнения классом
"фонового задания" Вы можете поочерёдно работать
с учениками класса в индивидуальном порядке. Схему можно
и усложнить. Фоновых заданий может быть несколько. Например,
для активной и для пассивной группы. Естественно, фоновые
задания могут иметь выход на индивидуальные ответы. Чем
больше у Вас будет опыта, тем сложнее станут эти схемы,
тем более сложные структуры урока Вы сможете создавать.
Помните, что успешное обучение языку немыслимо без индивидуальной
работы с учащимися. Метод фоновых заданий даёт некоторые
возможности в этом смысле.
Достаточно серьёзной проблемой является отбор материала,
который Вы намереваетесь предложить учащимся для усвоения.
Чему обучать в школе прежде всего?
|
|