Итак, Вы подготовились к уроку, и дело осталось за малым - этот урок провести. На уроке Вы можете столкнуться со многими проблемами. Некоторые из них будут носить субъективный характер, то есть будут зависеть, например, от каких-то Ваших личностных качеств и т.д., а другие будут из разряда "вечных" проблем нашей школы.
Одна из таких "вечных" проблем, с которой Вы наверняка встретитесь, будет заключаться в том, что в одном классе окажутся дети с очень разным уровнем подготовки, способностей и мотивации в учёбе. Соответственно, к каждому из этих 10-15, а то и больше человек потребуется свой подход. Это очень серьёзная проблема, являющаяся одной из основных причин низкой эффективности преподавания иностранного языка в обычных средних школах, так как очень трудно подобрать приёмы и методы преподавания, подходящие ко всем ученикам в равной степени. В такой ситуации я предлагаю, прежде всего, определить, кто из учеников какому уровню соответствует. Естественно, делать это нужно с самого начала работы в данном классе. Однако задача это довольно трудная и начинающему преподавателю здесь очень легко ошибиться, но делать это всё равно придётся. В противном случае Вы будете выполнять сизифов труд, тратить силы и энергию на заведомо бесперспективное занятие - стремление обучить всех одинаково хорошо. Это всё равно невозможно, а, теряя понапрасну время, Вы не сможете нормально обучить и достаточно перспективных учеников.

Вообще существуют разные подходы к делению учеников по уровню способностей, психологическим типам, но я не буду на этом останавливаться. Этому посвящено много работ методистов и психологов, с которыми рекомендую обязательно ознакомиться. Со своей стороны я хочу лишь рассмотреть эту проблему с чисто практической стороны. Исходя из того, что в классе находятся очень разные дети, придётся строить свою работу с учётом этого.

Я предлагаю в такой ситуации выделить для себя "активную группу", это будут наиболее подготовленные ученики с достаточно высоким уровнем мотивации в учёбе. Именно на них Вам нужно опираться. Именно с ними попытайтесь реально осваивать программу. Что же делать с остальными? Назовём их "пассивной группой". Конечно, их обязательно нужно нагрузить работой. Для них разработайте свою систему упражнений и заданий, с помощью которых Вы сможете сосредоточить их на учебной деятельности, а сами в это время работайте с активной группой. Вероятно, задания для пассивной группы будут подобраны с таким расчётом, чтобы их можно было выполнять самостоятельно. Это переводы, поисковое чтение, несложные грамматические упражнения и даже простое переписывание текстов. Неизбежно рано или поздно Вы будете иметь дело и с такими учениками, для которых подобное задание окажется наиболее подходящим. В некоторых случаях учеников следует рассадить по принципу их принадлежности к пассивной или активной группе.

Необходимо заметить, что подобное деление учеников имеет свои тонкости и производить его на практике следует с максимальным тактом, не забывая о том, что это вынужденная мера, обусловленная нашим "образовательным конвейером", и дети сами по себе ни в чём не виноваты. Естественно, допустимо и желательно привлекать учащихся из пассивной группы для сотрудничества с активной, в силу их возможностей. И, конечно, переход учеников из одной группы в другую отнюдь не возбраняется.

Вполне возможно, что деление класса на активную и пассивную группу при обучении иностранному языку может показаться кому-то очень спорным и даже вредным, но на протяжении долгих лет работы я имел возможность неоднократно убедиться в целесообразности подобного подхода во многих случаях. Особенно это касается обычных школ с большими классами, где бывает очень трудно осуществлять какую-либо индивидуальную работу с учениками.

Другой проблемой может оказаться проблема дисциплины в классе. Особенно это актуально для молодых учителей. Понятно, что при плохой дисциплине учащихся научить их чему-то практически невозможно. Вообще-то эта тема заслуживает отдельного разговора и имеет отношение не только к урокам иностранного, и я не претендую здесь на её подробное рассмотрение. Решение данной проблемы требует, так сказать, комплексного подхода. Со своей стороны посоветую лишь уделить особое внимание организации урока. Закон здесь один: все ученики класса должны всегда быть заняты какой-то работой, не имея возможности заниматься чем-либо помимо учебной деятельности. Работая с каким-то одним учеником класса, никогда не забывайте об остальных. Процесс обучения на уроке представляет собой многоплановую структуру. В зависимости от целей урока и особенностей класса ученики могут быть охвачены самыми разными видами работ: коммуникативные упражнения, индивидуальные, групповые, самостоятельные и т. д. и т.п. Причём опытный учитель может организовать всё это одновременно, с учётом поставленных задач и целей, индивидуальных особенностей учащихся. Как правило, при такой организации не возникает проблем с дисциплиной. Это, так сказать, высший пилотаж педагогического мастерства. Начинающим педагогам могу порекомендовать упрощённую схему. Назовём это "схемой фоновых заданий". Всему классу даётся одно общее задание, рассчитанное на самостоятельное выполнение. В это время вы работаете с отдельными учениками, осуществляя тем самым индивидуальный подход. Во время выполнения классом "фонового задания" Вы можете поочерёдно работать с учениками класса в индивидуальном порядке. Схему можно и усложнить. Фоновых заданий может быть несколько. Например, для активной и для пассивной группы. Естественно, фоновые задания могут иметь выход на индивидуальные ответы. Чем больше у Вас будет опыта, тем сложнее станут эти схемы, тем более сложные структуры урока Вы сможете создавать. Помните, что успешное обучение языку немыслимо без индивидуальной работы с учащимися. Метод фоновых заданий даёт некоторые возможности в этом смысле.

Достаточно серьёзной проблемой является отбор материала, который Вы намереваетесь предложить учащимся для усвоения. Чему обучать в школе прежде всего?

 

 

 
 
Hosted by uCoz