|
Это
весьма печальная тема. Отдав много лет работе в обычной
средней школе, я вынужден признать, что в большинстве
случаев в школе преподаётся не столько сам иностранный
язык, сколько некий предмет, рассказывающий о нём. В результате
среднестатистический выпускник знает что-то о языке, но
очень редко знает сам язык. Разумеется, у нас есть хорошие
учителя, и есть хорошие методики, появление которых связано
с теми двумя причинами нашей безграмотности в языках,
о которых я упомянул выше. Я имею ввиду тот факт, что
не самые благоприятные условия для изучения языка с одной
стороны, и в то же время необходимость чему-то научить,
явились причиной появления достаточно эффективных методик,
которые, однако, не стали массовыми опять же в силу этих
двух причин... Простите меня за, может быть, путаную мысль,
но попытайтесь вникнуть в сказанное... В общем, я не хотел
бы упрекать в чём-то наших учителей, стоически переносящих
все трудности и невзгоды учительского труда в нашей стране.
Они всего лишь заложники ситуации, находящиеся в пожизненном
плену бюрократической школьной системы.
Так в чём же проблема? Как известно, обучение в средней
школе строится на основе программы для средних школ и
образовательных стандартах, где отражён обязательный минимум
содержания образования. В этих документах определено,
что и на каком этапе должен знать ученик. В принципе,
указанный там объём материала вполне достаточен для того,
чтобы сносно общаться на языке, владеть основными умениями
и навыками по всем ВРД и аспектам языка (смотрите выше).
Однако в реальности этого не происходит. Причин этого
очень много. К основным я бы отнёс бюрократизацию школы.
К сожалению, школа в большинстве случаев оказывается не
способна реально выполнить программу, заменяя её реальное
выполнение формальным прохождением. Обычный среднестатистический
выпускник педвуза, попадая после его окончания в школьную
систему, оказывается под прессингом множества бюрократических
традиций. От него требуются высокие результаты труда в
условиях плохой оснащённости школ, наличия в одном и том
же классе детей с очень разным уровнем мотивации учебного
труда, при отсутствии возможности реальной индивидуальной
работы с учениками. Причём качество его труда выражаются
в оценках, которые он сам же и ставит. Выходит так, что
он оценивает сам себя. В результате все выпускники средних
школ имеют в своих аттестатах оценки по иностранному никак
не ниже, чем "удовлетворительно". То есть они
вполне "удовлетворительно" (а многие и "хорошо"
или "отлично"!) способны общаться на языке,
читать и писать в объёме школьной программы. Учитывая
тот факт, что этот объём вполне достаточен для того, чтобы
"выжить" в иноязычной среде, остаётся только
порадоваться за нашу школу.
Правда введение единого государственного экзамена призвано
покончить с порочной практикой завышения оценок и прочих
злоупотреблений, но во что всё это реально выльется, покажет
только будущее.
Так как же быть, если Вы и есть тот самый выпускник педвуза
или университета, попавший на работу в обычную среднюю
школу? Как не разочароваться в своей профессии? Как сделать
так, чтобы Ваши уроки принесли ученикам максимальную пользу,
несмотря на все объективные трудности, которыми изобилует
работа учителя иностранного языка в обычной школе?
Как подготовиться к проведению урока в школе?
|
|