Это весьма печальная тема. Отдав много лет работе в обычной средней школе, я вынужден признать, что в большинстве случаев в школе преподаётся не столько сам иностранный язык, сколько некий предмет, рассказывающий о нём. В результате среднестатистический выпускник знает что-то о языке, но очень редко знает сам язык. Разумеется, у нас есть хорошие учителя, и есть хорошие методики, появление которых связано с теми двумя причинами нашей безграмотности в языках, о которых я упомянул выше. Я имею ввиду тот факт, что не самые благоприятные условия для изучения языка с одной стороны, и в то же время необходимость чему-то научить, явились причиной появления достаточно эффективных методик, которые, однако, не стали массовыми опять же в силу этих двух причин... Простите меня за, может быть, путаную мысль, но попытайтесь вникнуть в сказанное... В общем, я не хотел бы упрекать в чём-то наших учителей, стоически переносящих все трудности и невзгоды учительского труда в нашей стране. Они всего лишь заложники ситуации, находящиеся в пожизненном плену бюрократической школьной системы.

Так в чём же проблема? Как известно, обучение в средней школе строится на основе программы для средних школ и образовательных стандартах, где отражён обязательный минимум содержания образования. В этих документах определено, что и на каком этапе должен знать ученик. В принципе, указанный там объём материала вполне достаточен для того, чтобы сносно общаться на языке, владеть основными умениями и навыками по всем ВРД и аспектам языка (смотрите выше). Однако в реальности этого не происходит. Причин этого очень много. К основным я бы отнёс бюрократизацию школы. К сожалению, школа в большинстве случаев оказывается не способна реально выполнить программу, заменяя её реальное выполнение формальным прохождением. Обычный среднестатистический выпускник педвуза, попадая после его окончания в школьную систему, оказывается под прессингом множества бюрократических традиций. От него требуются высокие результаты труда в условиях плохой оснащённости школ, наличия в одном и том же классе детей с очень разным уровнем мотивации учебного труда, при отсутствии возможности реальной индивидуальной работы с учениками. Причём качество его труда выражаются в оценках, которые он сам же и ставит. Выходит так, что он оценивает сам себя. В результате все выпускники средних школ имеют в своих аттестатах оценки по иностранному никак не ниже, чем "удовлетворительно". То есть они вполне "удовлетворительно" (а многие и "хорошо" или "отлично"!) способны общаться на языке, читать и писать в объёме школьной программы. Учитывая тот факт, что этот объём вполне достаточен для того, чтобы "выжить" в иноязычной среде, остаётся только порадоваться за нашу школу.

Правда введение единого государственного экзамена призвано покончить с порочной практикой завышения оценок и прочих злоупотреблений, но во что всё это реально выльется, покажет только будущее.

Так как же быть, если Вы и есть тот самый выпускник педвуза или университета, попавший на работу в обычную среднюю школу? Как не разочароваться в своей профессии? Как сделать так, чтобы Ваши уроки принесли ученикам максимальную пользу, несмотря на все объективные трудности, которыми изобилует работа учителя иностранного языка в обычной школе? Как подготовиться к проведению урока в школе?

 

 

 
 
Hosted by uCoz